Взаимодействие учителя физической культуры с учителями-предметниками.

Взаимодействие учителя физической культуры с учителями-предметниками, как правило, классными руководителями, в вопросах физического воспитания школьников.

Созерцательная позиция любого учителя пусть даже с большими возможностями личного психолого-педагогического потенциала, лишенная какой-либо действенности со стороны самого учителя, обязательно приведет к провалу всех целей и задач, даже отлично проработанных на теоретическом уровне. Поэтому только кропотливая и ежедневная четкая работа в определенной направленности, причем через муки творчества, приносит положительные результаты.

Наиболее эффективно совместные действия, как учителя физической культуры, с классными руководителями проявляются в организации внутриклассных соревнований, проведении оздоровительно-спортивных мероприятий в режиме учебного дня, планировании и проведении общешкольных ученических мероприятий, участии в родительских собраниях и проведении спортивных мероприятий для родителей с учащимися, оздоровительно-спортивных мероприятий, организованных для самих педагогов.

Взаимодействия с учителями других предметов, как правило, выстраиваются не по накатанному сценарию, а исходя из индивидуального уровня их подготовленности, из их интереса к определенному виду физических упражнений. Все взаимодействия выстраиваются только на добровольных началах, которые затем перестают во взаимообогащающий процесс сотрудничества. Изначально стоит определиться, в чем конкретно заключаются действия каждого и что при этом необходимо учитывать. Тем самым исключается дублирование отдельных вопросов, так как в одних действиях ведущим являются учителя физической культуры , а в других, которыми занимаются коллеги, учитель физической культуры уже его помощник и оппонент. Таким образом снимаются многие проблемные ситуации, оттачивается сценарий предстоящих мероприятий.

Необходимо осознавать и понимать важность владения информацией об учащихся, например, как строить «рабочие» и человеческие отношения с детьми, которые чрезмерно стройны или, наоборот, имеют избыточный вес, попросту говоря, как работать с «худышками» и «толстяками», тем более, что и те и другие в наших школах не редкость. Как таких детей вовлечь в полноценные занятия физической культурой, на что обращать особое внимание в первую очередь?

В таком деликатном и сложном деле важно не только не обидеть ребенка, не убить в нем веру в свое «я», но и самим педагогам найти достойное место в процессе детского самопознания и самосовершенствования. Отношения с детьми, которым трудно заниматься физическими упражнениями и подвижными играми в силу вышеобозна-ченных обстоятельств, условно разделяются на несколько последовательных этапов. Вначале выясняется, что хотелось бы им, какие уже были сделаны попытки с их стороны, каков был результат, в чем разочарование. Определив по возможности все плюсы и минуты духовного и физического состояния детей, стоит приступить к следующему этапу. Предложить учащимся самостоятельно подобрать физические упражнения, игры, которые им по душе. По истечении 1-2 недель можно провести внутриклассный смотр состояния их физической подготовленности.

Сдвиг в сторону прироста двигательных умений, пусть незначительный, обычно бывает всегда. В любом случае это вызывает положительные эмоции, у участников смотра появляется удовлетворенность собой и нацеленность на серьезные тренировки. Памятуя о том, что каждый ребенок хорош по-своему, можно предложить тому, кто имеет большой вес, поднимать и переносить тяжести, стоять на страховке, иногда выполнять роль судьи. И это им всегда в радость. К тому же замечено, что суставная гибкость у полных детей бывает достаточно велика и сохраняется на долгие годы.

А вот худые и маленькие хорошо реагируют на то, что большинство гимнастов не такие уж и рослые. Вдохновите их и присказкой «Были бы кости, а мышцы нарастут». Для высоких и худых привлекательными оказываются обычно игры с мячом.

Учет этих и других особенностей помогает сделать физкультурно-спортивные мероприятия нужными для всех учащихся независимо от их подготовленности, веса и роста. Нужно всегда ставить перед собой задачу помочь детям поверить в свои способности и возможности, научить их управлять процессами самопознания и самосовершенствования.

Взаимодействия с классными руководителями отслеживаю по двум направлениям: учитываю их индивидуальные возрастные особенности при выстраивании взаимоотношений с детьми и личную физическую подготовленность для выполнения конкретных физических упражнений. Молодые педагоги, работающие в младших классах, как правило, всегда способны выполнить (продемонстрировать) на высоком уровне предлагаемые задания спортивного характера, и в этом заключаются их основополагающие действия. Для них проще сто раз показать то или иное действие, чем образно объяснить его на понятном языке для воспитанников, но это не беда — всё приходит с опытом. Поэтому, разбирая с молодыми учителями младших классов правильность выполнения каких-либо упражнений или отдельных их элементов при подготовке к очередному мероприятию, обязательно обсуждайте возможности применения специальной спортивной терминологии в разговорной речи на уровне учащихся младших классов и технологию снятия конфликтов, возникающих между учащимися, а также между участниками и организаторами проводимого мероприятия.

Молодые классные руководители, работающие в старших классах, иногда теряют грань взаимоотношений с учащимися, и так называемое панибратство приводит к нежелательным «неуставным» отношениям, когда учитель вместо педагога становится чем-то вроде «затейника». В этом случае всегда нелишне напомнить, что учитель не имеет права на ошибку, ибо слишком дорого каждая такая ошибка обходится для наших воспитанников, да и для нас самих.

Классные руководители среднего возраста, как правило, в достаточной мере владеют словом, очень многое знают и умеют, и всегда способны быть выше уровня основной массы школьников. С такими педагогами отношения выстраивать наиболее просто, но при условии высокого профессионализма самого учителя физической культуры. А кое в чем не грех у них и поучиться, не стесняясь выразить свое восхищение коллегами. От этого выигрывают все, и главное — повышается качество проводимого физкультурно-спортивного мероприятия.

Осторожное и бережное отношение по отношению к классным руководителям пожилого возраста, требующее особого внимания. Бесспорно, что все случаи взаимоотношений с коллегами разные, и нет однотипных решений по любому из них, тем более вновь возникающему.

Безусловно, в нашем деле существует определенная зависимость от понимания важности физической культуры для воспитания подрастающего поколения, военно-патриотического воспитания учащихся теми лицами, кому предписано этому содействовать в силу прямых и косвенных служебных обязанностей В заключение хочется подчеркнуть, что мы, учителя физической культуры, являемся членами большого и, надеюсь, дружного коллектива. И при организации спортивных мероприятий мы не должны в одиночку взваливать на себя всю нелегкую ношу их подготовки и проведения. Наш профессионализм должен заключаться и в подключении к этой работе классных руководителей, ученического коллектива, родителей учащихся, и в умелом дирижировании данной работой. А общий успех нашего творческого сотрудничества во многом зависит от совокупного педагогического умения привнести в детский коллектив дух радости и сотворчества.

И, наконец, последнее. Ценность взаимодействия учителя физической культуры с классными руководителями в организации внеклассных спортивно-массовых мероприятий возрастает многократно, когда такое взаимодействие распространяется и на уроки физической культуры. Ведь внеклассная работа по сути дела является продолжением уроков. И все вопросы, возникающие на них: успеваемость, дисциплина, посещаемость, ношение спортивной формы и т.п., решаются намного проще при искренней озабоченности этим и классных руководителей, ибо такой своеобразный контроль, построенный на обоюдном начале и единых требованиях, всегда наиболее эффективен.


Погорелова Галина Алексеевна,учитель ФЗК высшей квалификационной категории.

Hosted by uCoz